|
В педагогической энциклопедии
педагогическое мастерство определяется как «высокое и постоянно
совершенствуемое искусство воспитания и обучения, доступное каждому педагогу,
работающему по призванию и любящему детей».
Пристальное и постоянное
внимание к другому человеку, уважение к нему, искренность в выражении чувств во
многом определяют способность учителя осуществлять личностное педагогическое
взаимодействие с учащимися и в конечном счёте его эффективность и как учителя,
и как воспитателя.
Основой своей педагогической
деятельности
считаю психологические принципы организации педагогического
взаимодействия:
-
принцип диссоциации,
который связан с преобразованием «суперпозиции» взрослого и «субординированной»
позиции ребёнка в личностно равноправные позиции со-учащихся,
со-воспитывающихся, сотрудничающих людей;
-
принцип проблематизации,
ведущий к изменению ролей и функций учителя и учащихся в процессах воспитания и
обучения;
-
принцип персонификации,
предполагающий адекватное включение во взаимодействие личного опыта;
-
принцип
индивидуализации, требующий построения такого содержания и методов обучения и
воспитания, которые были бы адекватны возрастным и индивидуальным особенностям
и возможностям учащихся.
Каждому человеку,
причисленному к образовательной практике, сравнительно легко согласиться с
этими принципами, признать их разумность и справедливость, однако очень трудно
превратить их во внутренние императивы повседневного поведения, взаимодействия
с детьми.
Своё
педагогическое кредо
попробую изложить при помощи круга постулатов,
тезисов и афоризмов, на которые я опираюсь в своей повседневной деятельности.
-
«Люди перестают мыслить, когда перестают читать»
(Д. Дидро),
а учитель перестаёт быть учителем, если не постигает ничего нового.
-
«Кто делает вид, что много знает и ко всему способен, тот ничего не знает и ни к чему не способен»
(Лао-цзы)- стараюсь
учиться всегда и везде, люблю совершенствовать знание языка.
-
«Выбрать время - значит сберечь время, а что сделано несвоевременно, сделано понапрасну»
(Фр. Бекон) - ценю свое и чужое время; люблю, когда заданное сделано
своевременно, ибо только тогда оно и имеет смысл.
-
«
Не было и не будет человека, достойного одного лишь осуждения или одной лишь хвалы» (древневосточная
мудрость)- стараюсь оценивать человека по его реальным поступкам и знаниям, не люблю «ярлыков» и «штампов»
-
«Благородный человек помогает людям увидеть
то, что есть в них доброго, и не учит людей видеть то, что есть в них дурного»
(Конфуций)- пытаюсь в этом плане быть благородной.
-
Стараюсь, чтобы дети, с которыми мы вместе работаем над приобретением знаний,
верили в то, что
«лучше знания, нежели
отборное золото, потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не
сравнится с нею»
(притчи Соломона), даже в нашей излишне «материальной» жизни.
В качестве заключения, хочу напомнить еще одну истину, высказанную
активно читаемым моими детьми
Паоло Коэльо:
«У человека всегда есть всё, чтобы осуществить свою мечту!»
|
|